Уважаемые коллеги!
Вопрос психологического оздоровления нации на сегодня является уже перезревшим и он не с простым ответом.
Проблема гораздо сложнее, чем может показаться при первом рассмотрении. Если бы мы имели дело только с ментальными состояниями, вызванными войной, то решение проблемы была бы очевидной. Это легко решается, возвращением людям чувства безопасности, их физической реабилитацией, восстановлением свобод и иных благ. Сегодня нам надо признать, что общество не здоровое. Статистика, по суицидам, депрессии, наркомании, алкоголизму, разводам, бытовому насилию, антисоциального поведения молодежи и прочим растет. Пример, у нас каждый день на дорогах водители выясняют отношения при помощи биты, монтировки, оружия, другой палит из окна своего дома по прохожим и т.д. Общество погрузилось в психологический ступор. Человек, хоть и социальное существо, но сейчас растерял все свои ориентиры и стал мелко социальным. Мы стали потребителями, каждый живет по принципу моя хата с краю. Для примера, скажу, олени, когда прокладывают новую тропу по свежему снегу, то сменяют себя поочередно. А у нас сейчас общности крайне мало. Думают только о себе. У нас должно стать правилом, думать о тех, кого не знаем, чтобы они думали о нас. Вообще готовить человека психологически для жизни нужно с малых лет. К примеру, в Советском прошлом, его можно ругать, но там было и хорошее. Может мой пример не совсем в точку, но меня не учили, как бороться с депрессией, например. Однако, в школе, кружках нас учили быть одной командой, помогать друг другу, поддержать товарища. За счет этого человек вписывался в общность, он понимал, что ему помогут и сам готов помогать. Сейчас он рассчитывает на себя, но часто, как именно, он не знает. В школе были все равны, может плохо это, я не знаю, но дети из простой семьи и более обеспеченной точно не выделялись сильно. Сейчас же, дети меряются у кого айфон круче, а если у тебя просто телефон, значит твои родители лохи. А ведь это удар по психике неокрепшей психики, разве я не прав? Хотя у золотой молодежи тоже хватает проблем. Там четкая установка вседозволенности за счет денег. Денег не стало и смысла жизни тоже. Поэтому современная педагогика и культура требуют иных подходов воспитания. У нас психологические службы есть во многих ведомствах только толку мало и не охватывает все население. Дело в том, что институт психологических знаний на сегодня состоит из разноплановых взглядов психологов, психиатров, психотерапевтов. Один, одну проблему трактует так, другой иначе. Для человека это не полезно, а вредно и вызывает защитную реакцию – отрицание психологии. Человек так устроен, что будет восполнять нужные знания разными путями и чего он там впитает и на какие подвиги его потянет, одному Богу известно.
Теперь о конкретных предложениях:
Первое, и главное — четко выработать и систематизировать психологические знания необходимые человеку для успешной жизни. Здесь, наверное, лучше над этой задачей справятся профессионалы. Можно собрать любую форму сотрудничества для решения этой задачи.
Второе, усилить психологическую службу на местах – в детских садах, школах. Не сокращать психологов, экономя бюджет, а наоборот набрать дополнительных и по конкурсу. Тут подчеркну, с единой системой психологических знаний. Пусть специалисты тестируют детей, выявляя раннее нарушения, сбои или объясняя, что и как нужно делать при той или иной негативной ситуации у себя в жизни. Считаю, актуальным сейчас ввод урока психологии в школе. А то мы спорим нужно или нет, ввести урок богословия. Это может хорошо, но человек сам пусть выбирает, верить ему или нет в Бога, а не навязывать эту веру, она должна исходить от сердца и души. Даже религиозные люди в социуме не всегда адекватно общаются, у каждого «Бог свой». Человек, который не подготовлен к решению жизненных проблем и не может осознавать свою и психологию окружающих, гораздо больше тратит энергии, больше болеет и не чувствует себя комфортно в социуме.
Третье, мы имеем у человека сформированную привычку, стереотип поведения – не разбираясь в причинах, требовать, приказывать, возмущаться, незаслуженно критиковать. Да, у нас есть сегодня полно фитнес-клубов, только не всем доступны, стадионы и что. Правило в здоровом теле – здоровый дух уже не срабатывает.
Например, у себя в Санкт-Петербурге, видел институт бесплатной юридической помощи. Может быть, она и не идеальна и не дает уж такой большой помощи, но точно восполняет пробелы знаний у простых людей, снимает накал страстей и тупика. Кто или что мешает сегодня организовать по такому принципу психологическую службу. Случилось то или иное, сходи, поговори, получи совет, выговорись, наконец-то. Часто порой человеку это то и нужно. Нам порой негде высказаться, излить душу, т.к. все сидят в своей скорлупе. Конечно, тут нужно привлечь СМИ для рассказа о доступности такой помощи и знаний.
Четвертое, считаю, что для решения этой проблемы можно использовать любые методы. В том числе, нетрадиционную медицину, точнее ее раздел – терапия тела и разума. Экстрасенсорика хоть и является спорным предметом у общества, но никто пока не доказал ее неэффективности. Если мы чего-то не понимаем, то это не значит, что этого нет. Отсюда, можно на базе какого-либо профессионального объединения, например, Российской академии психологии, провести аттестацию людей, обладающих экстрасенсорным даром. На предмет психологической помощи людям, которые готовы принять эту помощь. Пусть они занимаются с ними медитативными практиками, например. Медитация не только религиозная практика. В светской жизни ее используют для лечения депрессивных и тревожных расстройств, расслабления, улучшения самочувствия. Она расслабляет тело, успокаивает ум, снимает напряжение и стресс. Цель ее не только расслабить, это все равно, как купить дорогой планшет и только рисовать в нем картинки. Она – инструмент, при помощи которого человек сможет познать себя, заметить то, что ускользало от внимания ранее, изменить свои привычки, обрести жизненную цель, развить доброту и жизненное принятия. Мне кажется, что – это еще один инструмент для помощи. А научиться медитации вполне могут и люди не верующие в экстрасенсов, а значит, адресность такой помощи увеличивается. Плюс сюда отметить можно отнести индийскую Хатка-Йога, адаптированную к современным условиям. Специальная и самодостаточная система психофизической само регуляции. Сюда впишется и общая цога, дыхательные практики, совмещенные с аромотерапией. Рефлекторная реакция на запах затрагивает в большой степени психоэмоциональную сферу.
Пятое, создание обучающих программ по раскрытию скрытых ресурсов мозга человека и оздоровления на основе биоэнергетической саморегуляции.
И позвольте мне закончить словами В.И. Вернадского: Нет неизлечимых заболеваний. Есть недостаток знаний. Так давайте восполним этот недостаток.
Тогда у нас будут успешное и сильное государство, а не нация неврастеников.