Голубенко Людмила Михайловна

Д О К Л А Д

Тема : « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ «

2016 год

В последнее годы в России специалисты  различных сфер общественной деятельности все чаще

озабочены проблемой психологического здоровья подрастающего поколения. И от этой проблемы

зависит состояние не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны, его социально-

психологические особенности и социально-демографическая структура на ближайшие 50 лет.

Дети являются не просто особым социальным слоем, но группой, определяющей процесс развития общества вцелом, и тем самым приоритетной. Ведь уровень культуры, образованности, здоровья детей уже черезкороткое время трансформируется в качество жизни и здоровье нации в целом, в развитие науки иразработку новых технологий, в авторитет нашей страны на мировой арене.Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольноедетство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущениеребенка.Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системыпсихических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может нетолько ориентироваться и действовать в плане конкретных сию минутных стимулов, но и устанавливать связимежду общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте.Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейтик новым типам деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной.С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинаетвыполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащаетсясловарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментироватьконкретное событие и выразить сию минутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, другихлюдях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывносвязано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольникаВот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте.Необходимо обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка.Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослыми для психологического развития издоровья ребенка трудно. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребеноквстречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром,впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а вдальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первыенесколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смоглиадаптироваться в социальной сфере.Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка совзрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценногоэмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенкараннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как вфизическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить,говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией спредметом.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой взрослых, и, казалось бы, не должнобыть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьмавысокий процент психических заболеваний, в т.ч. неврозов, появление которых обусловлено ненаследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческихвзаимоотношений.Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возрастаВ психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающиевлияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическоездоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиямидля снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмернаязагруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании снедостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностяхпсихологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находитсвое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономическиефакторы, среди которых выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовыеусловия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещениедетей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для ихвоспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлукес матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детейформируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувствозависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастаетпотребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь ктрем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, вэтом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другимидетьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическимздоровьем.Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь сокружающей его обстановкой. Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различныхстранах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушенияпсихического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений совзрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья вдетском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественныеотклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можнорассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего,такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфередетско-родительских отношений.Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что факторы риска психологического здоровья детей можноразделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (егоиндивидуальные личностные особенности).К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия,связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первойвстречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми.Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных кнему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижениюего эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности,психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появленияконфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формированиеего личности.К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учетиндивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создастблагоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формированияпсихологического здоровья каждого конкретного ребенка.В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних ивнешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервнойсистемы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянномуприсутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностямребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение заребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить признакипсихомоторного неблагополучия, которые должны вызывать особое внимание и необходимость помощитакого рода детям.Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников:● со стороны мышечного тонуса — сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);● со стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;● со стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;● со стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;● со стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности егопсихического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в областиподдержания психического здоровья ребенка.Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.Задачи психологической поддержки детей:● Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.● Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).● Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующихэтапов:● Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.● Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.● Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированиюВоспитание личности невозможно без ее знания и понимания. Воспитатели нередко снисходительноотносятся к рекомендациям психологов, а часто просто игнорируют их. Жизненный опыт и здравый смыслиграют неоценимую роль в воспитании, но жизнь стала сложнее, а потому воспитание без специальныхзнаний психологии, физиологии, гигиены и многого другого — это воспитание «на авось». Важнейшимусловием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, егоиндивидуальных особенностей, высокая требовательность к испытуемому, уважение к нему (поA.C.Макаренко).Стоит помнить, что психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннемумиру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах; его отношению к людям,окружающему миру и обеспечение психологического комфорта для здоровьяБольшинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенканеразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношенийродителей и детей.Так, многие психологи выделяют демократичный, контролируемый и смешанный стили родительскоговоспитания.                                                     Демократичный стиль характеризуется высоким уровнем восприятияребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании сготовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умениемобщаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причемсами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функциюконтроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случаедетям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоциональночувствительные, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающиеразличными психологическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактикипсихологического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическимсредством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мирасвоего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.Заключение1.     «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом,  находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.2.     Образовательная  среда  является  определяющей  в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.3.     Образование,  обеспечивающее  здоровую  экологию  детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее   нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.4.     Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей дошкольного возраста.

Обсуждение закрыто.